Полвека у школьной доски

Галина Федотовна Черникова для своих учеников остаётся первой и лучшей.

Вообще-то мы шли в первый класс, но около нужной нам двери увидели ребят явно постарше.

— А Галина Федотовна своих первоклассников в столовую повела, — объясняют хором дети.

И когда учительница появляется в коридоре, с радостными криками бросаются ей навстречу.

Этих учеников Галина Федотовна выпустила в прошлом году. Но для них она по-прежнему остается любимой учительницей. Да что для них!

В редакцию пришло такое письмо: «В сентябре 1979 года мы стали первоклассниками гимназии №47. Очень переживали, как сложится наша школьная жизнь, что нас ждет впереди?…

«Давайте, дети, знакомиться. Меня зовут Галина Федотовна», — обратилась к нам наша учительница. От ее негромкого, ласкового голоса мы сразу успокоились, все встало на свои места. В Галине Федотовне всё было таким родным, уютным и милым. И в нас навсегда осталось убеждение, что наша учительница была самой красивой, с самыми добрыми глазами, с самой доброй улыбкой.

Галина Федотовна научила нас не только читать, писать и считать. Она научила нас уважать, понимать и слышать друг друга. В нашем классе не было ни склок, ни подлостей.

До самого выпуска и далее мы сумели сохранить в своем классе эти добрые качества и традиции, заложенные нашей первой учительницей».

— Я помню этот класс, наверное, потому, что он был очень большим: 45 учеников! — заулыбалась Галина Федотовна.— А это 45 разных характеров, да еще детей, оказавшихся в совершенно новой для себя обстановке. И как я только справлялась?

Исчерпывающий ответ на этот вопрос — в том же письме:

«Мы были далеко не паиньки: вертелись за партами, шумели, у нас были разные успехи в учебе. Но Галина Федотовна, добрая душа, терпеливо и искренне убеждала нас: если мы постараемся, то все у нас непременно получится. И ее слова, ее поддержка очень нам помогали. Мы не боялись, что наши мамы и папы придут с собрания разгневанными и нам попадет. Галина Федотовна умела как-то направить любую ситуацию на созидание, а не на разрушение хорошей обстановки в классе. Наша учительница не делила детей на хороших и плохих, на способных и бездарных, а относилась ко всем одинаково. И сейчас мы понимаем, как нам повезло!».

— Я считаю неприемлемым публично обсуждать проблемы, касающиеся конкретного ученика, — говорит Галина Федотовна. — Публично — только о позитивном, поэтому на родительских собраниях у меня класс был полон. И это общение было взаимно необходимо, полезно. Если были проблемы, просила родителей остаться после собрания. Но и наедине никогда никого не ругала — мы вместе смотрели тетради ученика, оценивая успехи и промахи, а потом вместе же решали, что подтянуть, доработать. Не хвастаясь, скажу, что у меня никогда не было конфликтов ни с родителями, ни с детьми.

О профессии учителя она мечтала с детства: благодаря тем условиям, в которых росла в д. Щучье, что в 20 км от Варгашей. Мама работала в школе техничкой. И ее всегда просили взять на квартиру приезжающих на работу учителей. Маленькая Галя в них просто влюблялась.

— Все мои подружки были постарше, и в 7 лет они пошли в школу. Но мне тоже так хотелось учиться, я так упрашивала маму, что нам пошли навстречу, — вспоминает Галина Федотовна. — Записали в школу: потянет — пусть учится; не получится — приходите на следующий год.

Видимо, детям с первой учительницей так повезло, что и после занятий они играли только в школу.

— Если меня не выбирали учительницей, огорчалась до слёз, — признаётся Галина Федотовна. И с гордостью добавляет:

— Когда я училась уже в 6-м классе, жившая у нас на квартире учительница давала мне проверять тетради своих учеников, и это было такое счастье!..

После окончания школы Галина поступила в Мишкинское педагогическое училище. На работу приехала в родную школу.

— Мои учителя сразу сказали: «Год отдохнёшь и по-ступай в институт», — рассказывает Галина Федотовна. — Как же я могла ослушаться любимых педагогов!

Одна из них — Анна Агаповна Ларионова.

— Почему-то в тот год не было набора ни в Шадринский, ни в Курганский педагогические институты. Анна Агаповна нашла в газете объявление о том, что есть пединститут в Петропавловске, в Казахстане, и убедила родителей отпустить меня на учебу, — продолжает Галина Федотовна. — Я выбрала специальность «Русский язык и литература»: любовь к ним привила та же Анна Агаповна. Сейчас ей уже 93 года, живет в Челябинске, я ее часто навещаю, постоянно созваниваемся.

Окончание института совпало с переводом мужа Галины Федотовны в Курган.

Шесть лет отдав сельской школе, она успешно работала в городских — в 32-й, 28-й, 47-й, преподавала в старших классах русский язык и литературу.

После рождения дочери решила перейти на начальные классы.

— Половина моей педагогической деятельности — учитель-предметник, половина — учитель начальных классов. Быть учителем начальных классов гораздо сложнее и ответственнее, — считает моя собеседница. — Именно от первого учителя зависит, появится ли у детей интерес к учебе. А кроме того, что их надо научить учиться, каждого обязательно нужно погладить по голове, поправить одежду, помочь завязать шнурки на ботинках.

Теперь у нее и вовсе «особенные» ученики.

В сентябре 2012 года, после восьмилетней разлуки с педагогикой, она пришла в 39-ю школу (теперь Галина Федотовна живет по соседству) проситься на работу — «хоть техничкой, только бы поближе к детям».

Ей предложили коррекционный 4«В», тот самый, ребят из которого мы встретили в коридоре.

Выпустив его, сейчас ведет коррекционный 1«В», в котором 11 ребятишек с разными проблемами со здоровьем.

— Работа с коррекционными классами требует еще большего терпения, профессионализма, — говорит Галина Федотовна. — У детей слабая память, некоторые боятся даже разговаривать. Они очень подвержены переменам настроения.

Мы стали невольными свидетелями такого эпизода. Первоклашки отправились на урок физкультуры. И вдруг в класс вернулся рыдающий Максим, который ничего не мог объяснить.

— С ним такое частенько случается, — тихо говорит Галина Федотовна.

Обняв мальчика, о чем-то негромко с ним беседует, и Максим успокаивается. Занялся конструктором и через некоторое время продемонстрировал нам готовую модель. Потом принялся на доске решать примеры, с большим удовольствием показывая, что у него получилось.

— Я лечу в школу как на крыльях: вижу, как меняются дети, что за год я их многому научила, — радуется Галина Федотовна.

Доказательство тому: Дима, Аня, Вова, Вика дали мне интервью, единогласно заявив, что их учительница самая добрая, красивая, умная.

А первоклассники образца 1979 года, ставшие уже родителями, сообщают в своем письме:

«Если бы нас спросили, какого учителя мы пожелали бы своим детям, мы бы ответили: прежде всего — доброго. Потому что доброта — начало всех начал. Если учитель в нужный момент просто подойдет к ребенку и спросит, что случилось, вытрет ему слезы, это останется в душе у ребенка на всю жизнь. Поэтому мы хотим сказать: дорогая наша Галина Федотовна! Спасибо вам за всё, что вы для нас сделали! Перед именем вашим преклоняем колени! Здоровья вам на долгие годы! Будьте счастливы, наша первая учительница!

С любовью ваши ученики 1«б» класса 1979 года».

У Галины Федотовны Черниковой, отличника народного просвещения, награжденной медалью за доблестный труд, заканчивается пятидесятый (!) учебный год.

Самое большое ее желание — выпустить нынешних первоклашек в среднюю параллель; главное, чтобы не подвело здоровье.

— Когда я знаю, что завтра снова пойду в школу, я чувствую себя такой счастливой! — призналась наша героиня.

 

(газета «Курган и курганцы», №33 26.03.2014 )

Chernikova-2

Комментарии запрещены.

Вход/Регистрация

Поздравляем!

ЕГЭ 2015

ГИА 2015 ЕГЭ 2015

Министерство просвещения Российской Федерации

Телефон доверия

2014-11-24 11-45-33 Скриншот экрана

Сообщи где торгуют смертью!

image001

Погода

Рубрики

Архив

Календарь

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930